Школа 2007 года

Традиционно, в конце каждого сезона Летней школы, среди школьников проводится анонимное анкетирование: ученики оценивают работу преподавателей. Оценка каждого учебного курса производится по трём параметрам: был ли курс

  1. полезен,
  2. интересен,
  3. понятен ученикам, —

исходя из максимума 10 баллов по каждому из параметров.

Список учебных курсов сезона 2007 года, с указанием длительности курса (в учебных часах), и результаты анкетирования школьников представлены в таблице:

 

Название курса Имя преподавателя часов полезно интересно понятно сумма
1.  Почему Земля вертится  Галин Алексей Михаилович 3 8.70 9.60 9.80 28.10
2.  Практикум по неорганической химии  Илья Макаров, Виталий Комнатный 3 9.44 9.75 8.75 27.94
3.  История Древнего Рима  Леша Богданов 9 8.78 9.44 9.39 27.61
4.  Решение задач по химии  Галин Алексей Михаилович 3 10.00 9.00 8.40 27.40
5.  Практикум по органической химии  Юра Литвинов, Саша Васильев 5 9.31 9.23 8.85 27.38
6.  Виртуальный практикум по органике  Галин Алексей Михаилович 3 9.29 8.86 9.14 27.29
7.  Фракталы  Леша Богданов 2 8.71 9.41 9.12 27.24
8.  Задачи по химии  Загорский Вячеслав Викторович 5 9.31 8.94 8.50 26.74
9.  Неорганическая химия  Илья Макаров, Виталий Комнатный 8 9.25 8.88 8.56 26.69
10.  Органическая химия  Юра Литвинов 7 9.17 8.08 8.42 26.67
11.  Фотография как художественная дисциплина  Илья Макаров, Шакарвис Стасис 5 8.38 9.00 9.25 26.63
12.  Зарубежная литература XX века  Наташа Ведерникова 6 8.56 8.69 8.94 26.19
13.  Начальная военная подготовка  Святослав и Эльдар 10 8.13 8.88 9.13 26.13
14.  Теории эволюции  Алина Маркова 11 8.72 8.61 8.72 26.06
15.  Цитология  Настя Чернятина 3 8.76 8.12 8.94 25.82
16.  Азы анатомии  Влада Каравацкая 6 8.22 8.50 8.94 25.67
17.  История химии  Таня Игнатова 6 8.24 8.12 8.94 25.29
18.  Математика для чайников  Юля Глазова 8 9.06 7.94 8.22 25.22
19.  Введение в соционику  Леша Кубарев, Ксюша Максимова 11 7.71 8.88 8.53 25.12
20.  Музыкальная акустика  Андрей Смирнов 4 8.59 8.75 7.76 25.00
21.  Живопись  Настя Чернятина 5 8.42 8.92 7.58 24.92
22.  Электричество в нашем лагере  Загорский Вячеслав Викторович 7 8.83 8.06 7.89 24.78
23.  Гидрохимия  Денис Жилин 5 7.83 8.42 8.50 24.75
24.  Основы альпинизма  Саша Пашинцев 9 7.69 7.77 9.08 24.54
25.  Труба зовет  Маша Пронина 1 8.11 8.78 7.44 24.33
26.  Устная речь  Наташа и Виталий 2 8.47 7.33 8.40 24.20
27.  Травоедение  Саша Волкова, Женя Волкова, Ваня Словохотов 4 7.92 7.58 8.08 23.58
28.  Термодинамика  Виталий Комнатный 4 8.55 7.64 7.36 23.55
29.  Геометрия треугольника  Антон Айзенберг 8 8.38 6.06 7.69 22.13
30.  Решение задач по физике  Андрей Смирнов 4 8.70 6.40 7.00 22.10
31.  Коллоидная химия  Сергей и Ольга Бокаревы 6 8.29 7.12 5.76 21.18
32.  Психолингвистика  Настя Скрыдлова 6 6.14 6.29 7.64 20.07
33.  МХК  Лиза Токарева 3 5.58 6.17 8.00 19.75
34.  Практикум по моделированию  Таня Игнатова 1 6.38 5.50 7.38 19.25
35.  Множества, операции  Антон Айзенберг 4 6.20 5.00 5.90 17.10
36.  Медицина  Сергей Токарев 6 6.25 3.06 5.94 15.25
 Итого: 193  

 

О прочитанных курсах

 

    В прошедшем сезоне преподавателей в ЛШ было где-то в полтора раза больше, чем школьников (что совершенно противоречит принципам даосизма, ср. «Кто знает, не говорит. Кто говорит, не знает»). Около половины преподавателей — студенты и аспиранты МГУ; многие преподаватели читали курсы не по своей специальности.
На диаграмме представлено распределение количества курсов по тематике (следует отметить, что подобное распределение для обычной школьной программы даёт около 60% гуманитарных курсов):

pie
    Помимо обычного учебного процесса, в этом сезоне был проведён ещё один — необычный. Рассказ о том, как взрослые влезли в детскую шкуру и в ней замёрзли — прилагается.

Коэффициент эффективности обучения в Химере был рассчитан по формуле и составил:

formula1

 

Отчёты преподавателей о прочитанных курсах:

 

    История Древнего Рима (9 занятий, сезон 2007 года)
Древний Рим — огромная вселенная, в которую уходят корни современной европейской цивилизации: наш быт, устройства государств, язык, календарь — все это хотя бы частично берет начало в Риме. В последнее время общественное мнение об этом государстве сильно ухудшилось: распространилось представление о Риме как об уродливой, жестокой, загнившей Империи, поработившей полмира и укравшей эллинскую культуру. Автор курса попытался вывести слушателей из тумана этой чудовищной клеветы ;). Вызывая к жизни образы лучших людей той эпохи (II-I вв до н. э.): Сципиона Африканского, Гракхов, Ливия Друза, Цицерона, Катона Младшего, — я стремился показать, что даже в самые чёрные и кровавые годы (хотя до правления Нерона мы так и не дошли…) Рим держался на честности и благородстве граждан; что многие страшные преступники были скорее трагическими фигурами, несшими свои темные миссии и, в то же время, томимые муками совести и раскаяния; что философские воззрения некоторых римлян еще до Христа содержали лучшие черты христианского учения. В общем, Ave Roma!
Занятия проводились в лекционной форме. Курс был задуман так, чтобы школьникам, закончившим 10-й класс СУНЦ МГУ (а потому прослушавшим курс античной истории) было бы интересно посещать занятия: сразу за вводной лекцией, посвященной устройству римского государства, последовало изложение реформ Гракхов. Таким образом, на занятиях были разобраны важнейшие этапы истории Гражданских войн в Риме (изложение завершилось приходом к власти Первого триумвирата). В соответствии с пожеланиями школьников, занятия по политической истории перемежались с рассказами об античной культуре: религии, философии, греческом театре, римском суде (два занятия были посвящены разбору громких судебных дел М. Туллия Цицерона).
Я благодарен своим слушателям, зачастую направлявшим рассказ в самое нужное и интересное русло. Кроме того, я довожу до сведения Администрации тот тревожный факт, что школьниками, по-прежнему, лучше всего воспринимается та часть курса, где участники событий учиняют кровавую бойню дубовыми скамейками. Dixi.

Автор курса — студент химфака МГУ Алексей Богданов

    Фракталы (2 занятия, сезон 2007 года)
Этот курс появился ниоткуда и канул в никуда перед самым окончанием сезона. Можно было объяснить школьникам, что в математике значат понятия «длины», «площади», «размерности», но… Так как преподавателя не хватило на сколь бы то ни было фундаментальное изложение математического аппарата, описывающего фракталы, математика закончилась на подсчёте площади салфетки Серпинского и длины границы снежинки Коха. Встретившись с проблемой подсчета суммы геометрической прогрессии, автор решил изменить концепцию курса. Уже безо всяких выкладок и даже не прибегая к комплексным числам, удалось рассказать, как математически записать фрактал, почему малые изменения его параметров приводят к полному преображению его внешнего вида. Наконец, совсем уже на пальцах было объяснено, почему не работают долгосрочные прогнозы погоды (задача Лоренца).
Но все это — между делом, потому что большая часть времени была потрачена на рисование разных простых фракталов: снежинки Коха, компас-звезды, салфетки Серпинского, дракона Хартера-Хейтуэя, кривой Госпера (не совсем удачно). Таким образом, достигнут важный педагогический результат: школьники теперь знают, чем занять себя на скучных уроках.

Автор курса — студент химфака МГУ Алексей Богданов

    Введение в соционику (11 занятий, сезон 2007 года)
Соционика — это молодая еще-пока-не-наука, которая возникла на стыке психологии, социологии и теории информации и является, в ее рабочей форме, одним из вариантов психологической типологии с возможностью выбирать приоритетные направления для деятельности людей тех или иных типов, предсказывать их действия, более эффективно организовывать их работу и так далее. Теоретические истоки соционика берет в типологии личности К.Г.Юнга. В настоящее время соционика пользуется все нарастающей популярностью, поэтому информацию о том, что это такое, можно легко найти и в Интернете, и даже в книжном магазине, поэтому сейчас не будем подробно на этом останавливаться.
Можно выделить следующие цели курса:

  • ознакомить школьников с теоретическими основами соционики;

  • по возможности, провести практикум по типированию с использованием полученных знаний;

  • привить школьникам здоровое отношение к этой науке, как всего лишь к рабочей гипотезе в процессе познания человеческой психики.

    Последняя цель обусловлена тем, что в последние годы, в связи со все нарастающим бумом соционики в нашей стране, появляются некоторые организации или отдельные личности, которые пропагандируют соционику как универсальную науку, которая может объяснить все аспекты и тонкости человеческой психики. Некоторые даже пытаются развить соционику до уровня всеобъясняющей науки, своего рода религии, которая объясняет всё: личность человека, социальные явления, поведение простейших микроорганизмов, структуры химических соединений, геологические процессы и так далее… Таким образом, мы взялись за то, чтобы изложить нашим школьникам соционику спокойно, здраво, без фанатизма, дабы потом, если они вдруг столкнутся с вышеописанным отношением, то будут уже в курсе дела и смогут трезво оценить возможности соционики.
Вкратце программа курса была следующей:

  • история появления и развития соционики;

  • типология К.Г.Юнга и его описания типов;

  • соционика А.Августинавичюте; развитие типологии Юнга;

  • основные аспекты информационного метаболизма человека;

  • модель А; функции информационного метаболизма;

  • предсказание и описания 16 типов информационного метаболизма;

  • предсказание и описание 14 типов интертипных отношений;

  • трудности, связанные с типированием;

  • практикум по типированию;

  • выведение из соционики.

    Курс был усвоен большинством школьников достаточно хорошо, что показали результаты практикума по типированию (несмотря на некоторых нетипируемых личностей 😉 ), а некоторые даже серьезно заинтересовались, что выливалось в, так сказать, внеклассные обсуждения. Однако по результатам можно сказать, что в ходе занятий все три цели (в т.ч. самая сложная) были нами достигнуты.

Авторы курса — студенты химфака МГУ Ксюша Максимова и Леша Кубарев

    Травоведенье (4 занятия, сезон 2007 года)
Занятия проходили в виде ботанических экскурсий, занимали обычно пару и совмещались с другими факультативными курсами.
Цель курса: познакомить школьников с составом растительного покрова средней полосы России, разнообразием растительного мира, научить их обращать внимание на признаки, которые используются при определении видов.
Мы рассказывали школьникам об особенностях физиологии и экологии местных видов, а также о возможном практическом их использовании. По желанию школьников проводились семинары общебиологического содержания. Они задавали нам вопросы, которые им интересны, мы задавали им вопросы на логику и воображение, общие естественнонаучные знания.
Наш курс направлен на расширение знаний школьников о дикой природе, носит натуралистический характер и развивает логику, так как мы обращаем внимание на экологические связи в биотопе, связь морфологии и физиологии растений. На занятиях мы стремились показать школьникам красоту окружающего их мира, находить гармонию как в поле или лесу, так и в очертаниях маленьких цветочков.
К следующему сезону постараемся организовать лабораторную практику, то есть научить школьников работать с оптикой (микроскопом) и грамотно готовить препараты. Также организуем экскурсии в других областях биологии: зоология позвоночных (расскажем о разнообразии птиц и мелких грызунов в Химере), низшие растения (о грибах и лишайниках в местном лесу, водорослях в речке).

Авторы курса — студенты Биологического факультета МГУ Волкова Александра, Волкова Евгения, Словохотов Иван.