Школа 2008 года
Ниже приведена оценка курсов ЛШ «Химера» сезона 2008 года по параметрам «полезно»-«интересно»-«понятно». Оценки преподавателям ставили школьники.
№ | Название курса | Имя преподавателя | часов | полезно | интересно | понятно | сумма |
1. | Рукотворчество | Юля Ширяева | 5 | 10.00 | 10.00 | 9.88 | 29.88 |
2. | Фехтование на тямбарах | Колясников Олег | 8 | 9.92 | 9.92 | 9.36 | 29.20 |
3. | Фотография | Шакарвис Стасис, Илья Макаров | 4 | 9.75 | 9.88 | 9.13 | 28.76 |
4. | Мифология | Леша Кубарев, Леша Богданов | 6 | 9.59 | 9.76 | 9.38 | 28.73 |
5. | Травоведение | Волкова Александра | 6 | 9.67 | 9.33 | 9.67 | 28.67 |
6. | Опыты со взрывами | Вячеслав Загорский | 1 | 9.06 | 10.00 | 9.56 | 28.62 |
7. | Основы медпомощи | Саша Жарикова | 5 | 9.53 | 9.00 | 9.59 | 28.12 |
8. | Неорганический практикум | Илья Макаров, Виталий Комнатный | 3 | 9.00 | 9.53 | 9.29 | 27.82 |
9. | Макетирование | Ольга Загорская | 10 | 10.00 | 9.64 | 7.73 | 27.37 |
10. | Возрастная психология | Леша Кубарев | 6 | 9.44 | 9.00 | 8.88 | 27.32 |
11. | Фармакология | Алина Маркова | 8 | 9.82 | 8.88 | 8.41 | 27.11 |
12. | Элементы | Саша Васильев | 6 | 9.18 | 8.65 | 8.65 | 26.48 |
13. | Неорганическая химия | Илья Макаров, Виталий Комнатный | 6 | 8.76 | 8.71 | 8.94 | 26.41 |
14. | Как не сесть в тюрьму | Галин Алексей Михаилович | 1 | 8.94 | 8.47 | 8.94 | 26.35 |
15. | Органика в картинках | Юра Литвинов | 4 | 8.20 | 8.87 | 9.27 | 26.34 |
16. | Сердечные заболевания | Надежда Попова | 4 | 8.53 | 8.53 | 8.88 | 25.94 |
17. | Физиология человека | Саша Жарикова | 1 | 8.38 | 8.54 | 8.85 | 25.77 |
18. | Коротко о главном | Виталий Комнатный, Наталья Андрийченко | 7 | 7.59 | 8.94 | 8.94 | 25.47 |
19. | Основы физиологии нервной системы | Вика Аладьина, Вера Фоминых | 5 | 8.13 | 8.25 | 8.63 | 25.01 |
20. | Комплексные числа | Антон Айзенберг | 3 | 7.70 | 8.36 | 8.76 | 24.82 |
21. | Симметрия | Галин Алексей Михаилович | 5 | 7.76 | 8.59 | 8.35 | 24.70 |
22. | Решение задач по химии | Загорский Вячеслав Викторович | 4 | 7.82 | 8.12 | 8.59 | 24.53 |
23. | Введение в коллоидную химию | Сергей и Ольга Бокаревы | 5 | 7.65 | 8.18 | 8.47 | 24.29 |
24. | Прикладная электродинамика | Галин Алексей Михаилович | 4 | 8.06 | 8.24 | 7.81 | 24.11 |
25. | Электричество в нашем лагере | Загорский Вячеслав Викторович | 4 | 7.35 | 8.12 | 8.35 | 23.82 |
26. | Космонавтика | Лёша Смердов | 5 | 8.47 | 7.59 | 7.59 | 23.65 |
27. | Геометрия треугольника | Евгений Ширяев | 3 | 7.29 | 7.53 | 8.35 | 23.17 |
28. | Английский язык | Анастасия Светлова | 4 | 9.07 | 7.79 | 6.21 | 23.07 |
29. | Теория графов | Антон Айзенберг | 3 | 7.73 | 7.88 | 7.06 | 22.67 |
30. | Соционика | Галин Алексей Михаилович | 1 | 8.43 | 6.79 | 6.36 | 21.58 |
31. | Электродинамика | Вячеслав Разумов | 7 | 6.53 | 7.18 | 7.82 | 21.53 |
32. | Теория пределов | Айзенберг Антон | 5 | 4.84 | 5.24 | 6.80 | 16.88 |
Итого: | 149 |
Отчёты преподавателей о прочитанных курсах:
Мифология (6 занятий + 1 зачётное, сезон 2008 года)
Подобно тому как гора врастает в землю, а лучи тянутся от Солнца, всякое Слово, задержавшееся в мире более, чем на поколение, — восходит к Мифу. Мифы человечества составляют пёстрый калейдоскоп, столь же разнообразный в деталях и образах, сколь однородный в мотивах и сюжетах. В прочитанном курсе авторы представили фрагмент этой мозаики, а также попытались осмыслить закономерности, управляющие мифотворчеством.
За шесть недолгих лекций авторы успели коснуться мифосистем
а) Австралии и Океании
б) Южно- и Мезоамериканские
в) Древнего Египта
г) Античности
д) Германских народов
е) Индии
Переход к изложению более-менее систематических религиозных учений вызывает определённую сложность, впрочем, поскольку развитые религии как в онтологическом, так и социальном (а вероятно, и в психологическом) плане кардинально отличаются от ранних мифологических систем, их необходимо рассматривать в отдельном курсе. На что мы, возможно, сподобимся в грядущем.
Курс завершился зачётным заданием: устремившись в глубь бессознательного, где должна, кажется, вариться мифотворческая каша, слушатели строили мифологические культуры для выдуманных народов. В целом, все остались доволны: курс позволил авторам обогатить себя новыми знаниями и обеспечил школьникам дозу здорового и познавательного сна перед ужином. Засим — спасибо и тем, и другим.
Авторы курса — студенты химфака МГУ Алексей Кубарев и Алексей Богданов
Органика в картинках (4 занятия, сезон 2008 года)
В этом году я прочитал небольшой курс введения в органическую химию, как это уже стало для меня традицией с 2005 года. Химия остается химией из года в год, содержательно можно придумать не очень много нового, а в особенности так, чтобы это новое было еще и понятно. Но постепенно меняются организационные моменты, на которых хотелось бы остановиться подробнее. Результативность курса за 3 года приводится в таблице. Данных за 2006 г под рукой не оказалось, но курс был наиболее похож на курс 2007 г.
год |
курс |
препод |
часов |
полезно |
интересно |
понятно |
2005 |
Органическая химия |
ЮЛ |
6 |
8.6 |
7.4 |
6.2 |
2005 |
Прак. по орг. химии |
ЮЛ |
5 |
8.4 |
8.6 |
6.8 |
2007 |
Органическая химия |
ЮЛ |
7 |
9.17 |
8.08 |
8.42 |
2007 |
Прак. по орг. химии |
ЮЛ, СВ |
5 |
9.31 |
9.23 |
8.85 |
2008 |
Органическая химия |
ЮЛ |
4 |
9.27 |
8.87 |
8.20 |
ЮЛ — Юра Литвинов, СВ — Саша Васильев.
Теперь вспомним, как это было, и попробуем сделать некоторые выводы.
Количество часов. С 2005 года мне удается уделить Химере дней 7-10, поэтому курс получается не очень большой. Как правило, лекции проходят утром, а практикумы после обеда. Только в 2008 г по нескольким причинам я не смог организовать практикум.
Результативность. Вот здесь есть значительные различия, которые, видимо, зависят от моего опыта и организационных возможностей.
2005 г. Я закончил 4-й курс и под сильным впечатлением от химфаковского спецкурса по оргсинтезу (В.П. Дядченко) взялся вести занятия. На лекциях я «переборщил» с электронными эффектами, конформациями и подобными не очень простыми вещами. Практикум был проведен впервые на Перемере в «полевых» условиях — палатка, стол, полка, немного реактивов. Поэтому и результат вполне понятен: не только непонятно, но и даже «не очень полезно» (менее 9). Хотя химические опыты ребятам в химере традиционно интересны.
2007 г. Опыта побольше, а для прака нам выделили комнату, которую удалось обставить поудобнее. Cпасибо Саше Васильеву за помощь с проведением курса! На лекциях материал, в основном, из школьной программы. По-прежнему ребятам трудновато быстро конспектировать, рисовать сложные структурные формулы. Но в полезность предмета верят охотнее (впрочем, максимальная цель такого подготовительного курса — создать положительный образ предмета, я считаю, что она была выполнена). Менее сложная программа стала ребятам заметно понятней, а стационарный практикум принес еще больше положительных впечатлений.
2008 г. Времени хватило всего на 4 занятия (конец сезона; раньше курс читался в начале сезона). Я отработал год в школе (жесть!), поэтому ввел на занятиях небольшие проверочные работы, на максимум навыков, необходимых в 10 классе. Практикума не было, но надо было идти в ногу со временем и как-то это компенсировать. Поэтому в 2008 г. я, как и авторы некоторых других курсов, решил сделать занятия мультимедийными — сделать презентации. Спасибо доброму Загорскому за проектор и генератор: Презентации были выполнены в программе PowerPoint и включали в себя много фотографий и интерактивные элементы. Были использованы и популярные Интернет-мемы, хотя трудно рассуждать об их пользе или вреде :)) Мне кажется, именно сейчас наиболее хорошо удалось воплотить идею о том, что органические молекулы — не хаотический набор латинских букв и цифр, их можно «пощупать», «повертеть в руках», сравнить. Это не очень просто сделать только при помощи доски, мела и спичко-пластилиновых моделей. Но гораздо удобнее на экране с помощью специальных химических программ. А также удалось добавить немного историко-химических элементов — в презентациях были портреты известных химиков. Отсутствие прака частично заменено фотографиями из настоящих химических лабораторий. Поэтому ощущение «полезности» не уменьшилось и даже интерес по сравнению с прошлым годом не снизился или чуть возрос (8.87 в 2008 против 8.66 в среднем за лекции и прак в 2007). Несколько снизилась понятность, но на мой взгляд, есть 2 причины: усталость школьников (конец сезона) и краткость курса (всего 4 лекции; есть распространенное мнение — «понять — значит привыкнуть»). К тому же ребята скопировали себе презентации, которые помогают многим в 10 кл больше, чем могли бы помочь их конспекты (до учебы в вузе подробно конспектировать, как правило, довольно трудно).
Итак, надо сделать выводы.
-
Курс органической химии не теряет актуальности, поскольку готовит школьников к 10 классу. При этом нежелательно углубляться в «дебри» вместе со всеми, лучше сделать занятия более наглядными. Стараться поддерживать контакт, закреплять знания небольшими проверочными работами. «Спецкурсы», конечно, можно устраивать индивидуально для «продвинутых фанатов»
-
Практические занятия нужны, «похимичить» своими руками ребятам интереснее, чем только изучать теорию.
-
Хотелось бы пожелать развивать мультимедийную составляющую лекций. Возможности сейчас есть. В Химере-2008 я видел множество красивых, интересных презентаций и даже видео. Возможно, стоит осваивать Flash. Конечно, не стоит забывать о «реальных» моделях, конструкторах итп. Но в отличие от последних, презентацию легко скопировать школьникам, и она принесет еще пользу и после окончания сезона.
Автор курса — Юрий Литвинов
Электродинамика (7 занятий, сезон 2008 года)
7 лекционно-семинарных занятий в перемешку с полупрактическими семинарами А.М. Галина, не осквернивших детей какими-либо излишними знаниями. Засим считаю, что ничего плохого не сделал.
С другой стороны, сам я смог из этого курса получить что-то полезное, сделать выводы в соответствии полученным результатам. Уверен, что в следующий раз прочитаю курс лучше. Они у меня всё поймут. Всё-всё, хотят они этого или нет.
Автор курса — студент ФРЭЛА МАИ Разумов Вячеслав