Школа 2008 года

Ниже приведена оценка курсов ЛШ «Химера» сезона 2008 года по параметрам «полезно»-«интересно»-«понятно». Оценки преподавателям ставили школьники.

 

Название курса Имя преподавателя часов полезно интересно понятно сумма
1.  Рукотворчество  Юля Ширяева 5 10.00 10.00 9.88 29.88
2.  Фехтование на тямбарах  Колясников Олег 8 9.92 9.92 9.36 29.20
3.  Фотография  Шакарвис Стасис, Илья Макаров 4 9.75 9.88 9.13 28.76
4.  Мифология  Леша Кубарев, Леша Богданов 6 9.59 9.76 9.38 28.73
5.  Травоведение  Волкова Александра 6 9.67 9.33 9.67 28.67
6.  Опыты со взрывами  Вячеслав Загорский 1 9.06 10.00 9.56 28.62
7.  Основы медпомощи  Саша Жарикова 5 9.53 9.00 9.59 28.12
8.  Неорганический практикум  Илья Макаров, Виталий Комнатный 3 9.00 9.53 9.29 27.82
9.  Макетирование  Ольга Загорская 10 10.00 9.64 7.73 27.37
10.  Возрастная психология  Леша Кубарев 6 9.44 9.00 8.88 27.32
11.  Фармакология  Алина Маркова 8 9.82 8.88 8.41 27.11
12.  Элементы  Саша Васильев 6 9.18 8.65 8.65 26.48
13.  Неорганическая химия  Илья Макаров, Виталий Комнатный 6 8.76 8.71 8.94 26.41
14.  Как не сесть в тюрьму  Галин Алексей Михаилович 1 8.94 8.47 8.94 26.35
15.  Органика в картинках  Юра Литвинов 4 8.20 8.87 9.27 26.34
16.  Сердечные заболевания  Надежда Попова 4 8.53 8.53 8.88 25.94
17.  Физиология человека  Саша Жарикова 1 8.38 8.54 8.85 25.77
18.  Коротко о главном  Виталий Комнатный, Наталья Андрийченко 7 7.59 8.94 8.94 25.47
19.  Основы физиологии нервной системы  Вика Аладьина, Вера Фоминых 5 8.13 8.25 8.63 25.01
20.  Комплексные числа  Антон Айзенберг 3 7.70 8.36 8.76 24.82
21.  Симметрия  Галин Алексей Михаилович 5 7.76 8.59 8.35 24.70
22.  Решение задач по химии  Загорский Вячеслав Викторович 4 7.82 8.12 8.59 24.53
23.  Введение в коллоидную химию  Сергей и Ольга Бокаревы 5 7.65 8.18 8.47 24.29
24.  Прикладная электродинамика  Галин Алексей Михаилович 4 8.06 8.24 7.81 24.11
25.  Электричество в нашем лагере  Загорский Вячеслав Викторович 4 7.35 8.12 8.35 23.82
26.  Космонавтика  Лёша Смердов 5 8.47 7.59 7.59 23.65
27.  Геометрия треугольника  Евгений Ширяев 3 7.29 7.53 8.35 23.17
28.  Английский язык  Анастасия Светлова 4 9.07 7.79 6.21 23.07
29.  Теория графов  Антон Айзенберг 3 7.73 7.88 7.06 22.67
30.  Соционика  Галин Алексей Михаилович 1 8.43 6.79 6.36 21.58
31.  Электродинамика  Вячеслав Разумов 7 6.53 7.18 7.82 21.53
32.  Теория пределов  Айзенберг Антон 5 4.84 5.24 6.80 16.88
 Итого: 149  

 

Отчёты преподавателей о прочитанных курсах:

 

    Мифология (6 занятий + 1 зачётное, сезон 2008 года)
Подобно тому как гора врастает в землю, а лучи тянутся от Солнца, всякое Слово, задержавшееся в мире более, чем на поколение, — восходит к Мифу. Мифы человечества составляют пёстрый калейдоскоп, столь же разнообразный в деталях и образах, сколь однородный в мотивах и сюжетах. В прочитанном курсе авторы представили фрагмент этой мозаики, а также попытались осмыслить закономерности, управляющие мифотворчеством.
За шесть недолгих лекций авторы успели коснуться мифосистем
а) Австралии и Океании
б) Южно- и Мезоамериканские
в) Древнего Египта
г) Античности
д) Германских народов
е) Индии
Переход к изложению более-менее систематических религиозных учений вызывает определённую сложность, впрочем, поскольку развитые религии как в онтологическом, так и социальном (а вероятно, и в психологическом) плане кардинально отличаются от ранних мифологических систем, их необходимо рассматривать в отдельном курсе. На что мы, возможно, сподобимся в грядущем.
Курс завершился зачётным заданием: устремившись в глубь бессознательного, где должна, кажется, вариться мифотворческая каша, слушатели строили мифологические культуры для выдуманных народов. В целом, все остались доволны: курс позволил авторам обогатить себя новыми знаниями и обеспечил школьникам дозу здорового и познавательного сна перед ужином. Засим — спасибо и тем, и другим.

Авторы курса — студенты химфака МГУ Алексей Кубарев и Алексей Богданов

    Органика в картинках (4 занятия, сезон 2008 года)
В этом году я прочитал небольшой курс введения в органическую химию, как это уже стало для меня традицией с 2005 года. Химия остается химией из года в год, содержательно можно придумать не очень много нового, а в особенности так, чтобы это новое было еще и понятно. Но постепенно меняются организационные моменты, на которых хотелось бы остановиться подробнее. Результативность курса за 3 года приводится в таблице. Данных за 2006 г под рукой не оказалось, но курс был наиболее похож на курс 2007 г.

 

 год

 курс

 препод

 часов

 полезно

 интересно

 понятно

2005

 Органическая химия

 ЮЛ

 6

 8.6

 7.4

 6.2

2005

 Прак. по орг. химии

 ЮЛ

 5

 8.4

 8.6

 6.8

2007

 Органическая химия

 ЮЛ

 7

 9.17

 8.08

 8.42

2007

 Прак. по орг. химии

 ЮЛ, СВ

 5

 9.31

 9.23

 8.85

2008

 Органическая химия

 ЮЛ

 4

 9.27

 8.87

 8.20

 

    ЮЛ — Юра Литвинов, СВ — Саша Васильев.
Теперь вспомним, как это было, и попробуем сделать некоторые выводы.
Количество часов. С 2005 года мне удается уделить Химере дней 7-10, поэтому курс получается не очень большой. Как правило, лекции проходят утром, а практикумы после обеда. Только в 2008 г по нескольким причинам я не смог организовать практикум.
Результативность. Вот здесь есть значительные различия, которые, видимо, зависят от моего опыта и организационных возможностей.
2005 г. Я закончил 4-й курс и под сильным впечатлением от химфаковского спецкурса по оргсинтезу (В.П. Дядченко) взялся вести занятия. На лекциях я «переборщил» с электронными эффектами, конформациями и подобными не очень простыми вещами. Практикум был проведен впервые на Перемере в «полевых» условиях — палатка, стол, полка, немного реактивов. Поэтому и результат вполне понятен: не только непонятно, но и даже «не очень полезно» (менее 9). Хотя химические опыты ребятам в химере традиционно интересны.
2007 г. Опыта побольше, а для прака нам выделили комнату, которую удалось обставить поудобнее. Cпасибо Саше Васильеву за помощь с проведением курса! На лекциях материал, в основном, из школьной программы. По-прежнему ребятам трудновато быстро конспектировать, рисовать сложные структурные формулы. Но в полезность предмета верят охотнее (впрочем, максимальная цель такого подготовительного курса — создать положительный образ предмета, я считаю, что она была выполнена). Менее сложная программа стала ребятам заметно понятней, а стационарный практикум принес еще больше положительных впечатлений.
2008 г. Времени хватило всего на 4 занятия (конец сезона; раньше курс читался в начале сезона). Я отработал год в школе (жесть!), поэтому ввел на занятиях небольшие проверочные работы, на максимум навыков, необходимых в 10 классе. Практикума не было, но надо было идти в ногу со временем и как-то это компенсировать. Поэтому в 2008 г. я, как и авторы некоторых других курсов, решил сделать занятия мультимедийными — сделать презентации. Спасибо доброму Загорскому за проектор и генератор: Презентации были выполнены в программе PowerPoint и включали в себя много фотографий и интерактивные элементы. Были использованы и популярные Интернет-мемы, хотя трудно рассуждать об их пользе или вреде :)) Мне кажется, именно сейчас наиболее хорошо удалось воплотить идею о том, что органические молекулы — не хаотический набор латинских букв и цифр, их можно «пощупать», «повертеть в руках», сравнить. Это не очень просто сделать только при помощи доски, мела и спичко-пластилиновых моделей. Но гораздо удобнее на экране с помощью специальных химических программ. А также удалось добавить немного историко-химических элементов — в презентациях были портреты известных химиков. Отсутствие прака частично заменено фотографиями из настоящих химических лабораторий. Поэтому ощущение «полезности» не уменьшилось и даже интерес по сравнению с прошлым годом не снизился или чуть возрос (8.87 в 2008 против 8.66 в среднем за лекции и прак в 2007). Несколько снизилась понятность, но на мой взгляд, есть 2 причины: усталость школьников (конец сезона) и краткость курса (всего 4 лекции; есть распространенное мнение — «понять — значит привыкнуть»). К тому же ребята скопировали себе презентации, которые помогают многим в 10 кл больше, чем могли бы помочь их конспекты (до учебы в вузе подробно конспектировать, как правило, довольно трудно).
Итак, надо сделать выводы.

  1. Курс органической химии не теряет актуальности, поскольку готовит школьников к 10 классу. При этом нежелательно углубляться в «дебри» вместе со всеми, лучше сделать занятия более наглядными. Стараться поддерживать контакт, закреплять знания небольшими проверочными работами. «Спецкурсы», конечно, можно устраивать индивидуально для «продвинутых фанатов»

  2. Практические занятия нужны, «похимичить» своими руками ребятам интереснее, чем только изучать теорию.

  3. Хотелось бы пожелать развивать мультимедийную составляющую лекций. Возможности сейчас есть. В Химере-2008 я видел множество красивых, интересных презентаций и даже видео. Возможно, стоит осваивать Flash. Конечно, не стоит забывать о «реальных» моделях, конструкторах итп. Но в отличие от последних, презентацию легко скопировать школьникам, и она принесет еще пользу и после окончания сезона.

Автор курса — Юрий Литвинов

    Электродинамика (7 занятий, сезон 2008 года)
7 лекционно-семинарных занятий в перемешку с полупрактическими семинарами А.М. Галина, не осквернивших детей какими-либо излишними знаниями. Засим считаю, что ничего плохого не сделал.
С другой стороны, сам я смог из этого курса получить что-то полезное, сделать выводы в соответствии полученным результатам. Уверен, что в следующий раз прочитаю курс лучше. Они у меня всё поймут. Всё-всё, хотят они этого или нет.

Автор курса — студент ФРЭЛА МАИ Разумов Вячеслав