Учебный процесс в сезоне 2013

В сезоне 2013 года был прочитан 31 учебный курс. Это меньше, чем в прошлом году, однако сами курсы были более продолжительными. При этом распределение по предметным областям оказалось следующим:

pip_2013

По сравнению с предыдущими сезонами распределение курсов по химии, физике, биологии и гуманитарным дисциплинам оказалось достаточно равномерным. Заметно меньше было курсов по математике, однако на многих занятиях по физике и химии уделялось достаточно много времени разделам математике, необходимым для изучения этих предметов.

По традиции в конце сезона школьники анонимно оценивали по десятибалльной шкале, насколько им были полезны, интересны и понятны занятия. В приведенной ниже таблице приведены среднеарифметические результаты анкетирования в порядке убывания суммарной оценки.

Следует также отметить предметы-лидеры по каждому из параметров в отдельности. Самым полезным курсом по мнению ребят оказалась органическая химия, самым интересным – практикум по органической химии, а самым понятным — психология.

 

Название курса Имя преподавателя Часов Полезно Интересно Понятно Сумма
1 История ВОВ Святослав Мальцев 5 9,25 9,33 9,29 27,87
2 Практикум по органической химии Евгения Сафонова, Владимир Горохов,

Анна Павлова

4 9,29 9,43 9,10 27,82
3 Вечерний клуб Вячеслав Викторович Загорский 15 9,00 9,10 9,14 27,24
4 Психология Наталья Ничипорова 3,5 8,81 8,90 9,48 27,19
5 Практикум по неорганической химии Мария Горбунова,

Алексей Кадин

6 9,14 8,95 9,00 27,09
6 Этология Евгений Трубицын 10 8,35 9,38 9,33 27,06
7 Органическая химия Евгения Сафонова 11 9,43 8,90 8,52 26,85
8 Неорганическая химия Наталья Гвоздик,

Алексей Кадин

12 9,33 8,62 8,67 26,62
9 Всемирная история. Средневековье Алексей Кадин 5 8,48 8,90 8,95 26,33
10 Травоведение Аполлинария Кубарева 4 8,35 8,86 8,86 26,07
11 Мнемотехника Светлана Филимонова 3 8,63 8,20 9,10 25,93
12 Теория всего Александр Васильев 7 9,19 9,19 7,29 25,67
13 Электричество в нашем лагере Вячеслав Викторович Загорский 3 9,05 8,29 7,86 25,20
14 НВП Святослав Мальцев,

Эльдар Бирюков

4 8,40 8,05 8,52 24,97
15 Теория решения изобретательских задач Павел Михайлов 5 8,29 8,05 8,62 24,96
16 Физика в задачах Дмитрий Миронов,

Екатерина Гордиенко

2 8,05 8,19 8,57 24,81
17 Самолетостроение Антон Подосинников 6 7,81 8,29 8,29 24,39
18 Методы анализа веществ Алексей Кубарев 4 8,55 8,33 7,33 24,21
19 История Земли Константин Никонов 5 7,47 8,33 7,93 23,73
20 Цитология Надежда Павлова,

Евгения Герасимович

12 8,57 8,14 6,76 23,47
21 Электроконструктор Алексей Михайлович Галин 4 7,80 7,29 7,71 22,80
22 Геометрическая оптика Иван Матяш 4 8,09 7,00 7,64 22,73
23 Альпинизм Роман Хамин 4 7,45 7,40 7,85 22,70
24 Зоология позвоночных Александра Иванова,

Дарья Костюнина

5 7,90 6,95 7,14 21,99
25 Молекулярная биология Татьяна Крайнева 5 8,14 7,57 5,95 21,66
26 Астрономия Анна Ширяева 1 7,55 7,70 6,40 21,65
27 Разделение энантиомеров Виктор Погорилый 2 7,75 7,30 6,55 21,60
28 Оригамика Дмитрий Миронов,

Екатерина Гордиенко

3 6,57 7,71 6,90 21,18
29 Теория вероятности Дмитрий Щербак 1 6,95 6,00 6,80 19,75
30 Иммунология Екатерина Мерзляк 1 6,85 6,00 6,25 19,10
31 Волновая оптика Марьян Буевич 4 7,00 6,57 5,38 18,95

 

Практикум по органической химии (2 занятия по 2 часа)
В дополнение к теоретическому курсу органической химии уже второй год мы проводим практических занятия. В этом году на практикуме школьники были разделены на 3 группы по 9 человек. К сожалению, в большинстве школ очень мало времени уделяется (если вообще уделяется) практическим работам, особенно, в связи с сокращением обязательной программы по химии. Поэтому целью этого практикума было показать ребятам, что органическая химия – наука не только, и не столько теоретическая, сколько практическая, и познакомить их с реальными методами синтеза и очистки веществ. Тем более, что делать что-то руками большинству школьников интереснее, чем просто слушать лекции.

Задачи на практикумах во многом повторяли прошлогодние – уже отработанные и понравившиеся школьникам. Первое занятие было, как и в сезоне 2012 года, посвящено хроматографичекому разделению веществ. С помощью колоночной хроматографии производилось разделение спиртового экстракта крапивы на две зелёные полосы хлорофилла А и хлорофилла Б и желто-оранжевую полосу каротиноидов. В дополнение к этому, в этом году ребята познакомились с тонкослойной хроматографией на примере разделения пятен маркеров разного цвета на пластинке.

На втором занятии школьники получали сложные эфиры, обладающие приятным (в отличие от исходных кислот и спиртов) запахом. Полученные жидкие вещества очищали с помощью перегонки. На этом практикуме ребята были разделены на 2 группы по 4-5 человек, каждая из которых выполняла свое задание: одна группа получала этиловый эфир муравьиной кислоты, а другая — масляной. Кроме того, в этом году мы добавили еще одно задание – каждый ученик должен был самостоятельно получить один из довольно большого списка предложенных сложных эфиров в пробирке без очистки. Это дало возможность без больших затрат времени познакомить ребят с большим количеством соединений данного класса. В этом году курс по оценкам школьников стал ещё более понятным и интересным, чему мы, конечно, очень рады. В следующее м году мы постараемся сделать еще больше интересных и полезных опытов!

Авторы курса – выпускница химфака МГУ и ФПО МГУ Евгения Сафонова и

выпускник ВХК РАН Владимир Горохов

лаборант – ученица СУНЦ МГУ Анна Павлова

 

Практикум по неорганической химии (3 занятия по 2 часа)

Как известно, никакая теория не выживает без практики, и в химии главное — синтезировать/растворить/сварить/подпалить что-нибудь своими руками. Исходя из этого, мы разделили школьников на небольшие группы, по семь-восемь человек, чтобы каждый из ребят на занятии по каждой теме смог провести эксперимент или хотя бы его часть своими руками. С каждой группой у нас состоялось по три занятия. Темы практикума перекликались с теоретическим курсом, нередко мы начинали обсуждение какого-нибудь вопроса на лекции, а заканчивали, показывая ответ на него плавающим в колбе.

Также большое внимание на практических занятиях мы уделяли анализу веществ — как качественному (что у нас за вещество, смесь каких веществ, и т. д.), так и количественному (как определить количество одного из компонентов сложной смеси или соотношение компонентов в ней). Следует отметить, что подобные задачи нередки на практических турах олимпиад различного уровня, и умение быстро их решать будет очень полезно школьникам. И, разумеется, никакая химия не обходится без ярких демонстрационных опытов, из которых мы старались показывать нашим ученикам самые интересные и запоминающиеся. И для следующего сезона, разумеется, найдем еще, чтобы скучно не было и тем, кто поедет в первый раз, и «ветеранам».

Авторы курса — студенты химфака МГУ Мария Горбунова и

Алексей Кадин

 

Органическая химия (11 занятий)

Данный теоретический курс читается в Химере уже много лет. Последние 5 лет этим занимаюсь я. С каждым годом я стараюсь каким-то образом изменить программу, сделав курс более интересным и понятным. Начиная с 2010 года, на этом курсе я делю школьников на 2 группы по уровню знаний. В «старшую» группу попадают ребята, которые уже начали изучение данного раздела химии. Как правило, это 10-классники и некоторые продвинутые 9-классники. Те же, кто впервые сталкивается с этой наукой попадают во вторую, «младшую» группу. Соответственно и задачи для разных групп я ставлю перед собой разные. Для «младшей» группы — познакомить ребят с этой областью науки и подготовить к изучению в школе этого не слишком простого предмета; «старшим» помогаю разобраться в том, что осталось непонятно в школе, углубить и расширить знания. В последнее время курс становится особенно актуальным из-за сокращения школьной программы именно в 10-11 классах, когда изучается этот раздел химии.

С «младшей» группой программа курса во многом повторяет школьную программу: последовательное изучение разных классов органических соединений. При этом я стараюсь акцентировать внимание на наиболее сложных и непонятных вопросах. Форма занятий – лекционно-семинарская. Лекционный материал стараюсь «разбавлять» различными заданиями для ребят, стандартными и не очень. В разные годы удавалось прочесть разный объем материала. В этом году удалось провести больше занятий и успеть хотя бы вкратце захватить все основные классы органических веществ. Надеюсь, что этот курс поможет школьникам в изучении химии в школе и самостоятельно.

Со «старшими» из года в год программа очень меняется, я пытаюсь найти оптимальный вариант. Сложность заключается в том, что здесь знания школьников по предмету сильно разнятся. Поэтому курс стараюсь строить таким образом, чтобы и скучно никому не было, и сложность была не чрезмерной. В этом году, как и в прошлом, я рассказывала ребятам о реакциях, которые, как правило, в школьный курс не входят, но при этом широко применяются в органическом синтезе. При этом большое внимание было уделено стратегии органического синтеза на несложных примерах т.е школьники учились, глядя на молекулу вещества, придумывать схему его синтеза. Я думаю, что курс можно считать успешным, ребята высоко оценили мои старания, и многие интересовались предметом даже во внеурочное время.

Автор курса – выпускница химфака МГУ и ФПО МГУ Евгения Сафонова

 

Этология (10 занятий)

Курс этологии задуман для ознакомления школьников с данными современной науки о нашем поведении и поведении других животных, обусловленное инстинктами, которые есть у живых организмов от рождения. Предполагалось, что это позволит школьникам понять, чем обусловлены наши подспудные желания, и, когда разумно следовать им, а когда нет. В этом году удалось уложить в курс общее представление об инстинктах, о возникновении и эволюции нашего вида, вопросы, связанные с обучением человека, и альтернативы развития человечества как биологического вида. Соответственно, такие темы, как этология полового поведения, этология семьи и инстинктивная природа власти, рассмотрены не были, поэтому планируется в следующем сезоне прочитать вторую часть курса, посвященную этим вопросам. Таким образом, курс оказался двухгодичным, при этом можно начинать изучение курса, как с первой части, так и со второй. При анализе результатов опросов школьников изумило, что по позиции «Полезно» набрано меньше баллов, чем по оставшимся двум. Видимо, это связано, с тем, что наиболее животрепещущие темы вынесены на второй год изучения курса. В заключение, стоит отметить, что занятия проходили большей частью в лекционной форме, но при этом приветствовалась и дискуссионная форма проведения занятия.

Автор курса — выпускник химфака МГУ Евгений Трубицын

 

Неорганическая химия (12 занятий)

Этот курс является основополагающим, ведь именно с него начинается изучение химии в школах и на химических факультетах ВУЗов. Неорганическая химия изучает основные свойства всех химических элементов и их соединений, что делает ее знание необходимым для дальнейшего понимания химии.

Мы поделили школьников на две группы. В младшую группу вошли те, кто только начал проходить этот раздел химии в школе, в старшую — те, кто уже изучил неорганику на хорошем уровне. Цель курса для младшей группы — дать базовое представление о разных химических элементах и соединениях, которые они образуют, для старшей — расширить и углубить имеющиеся знания, познакомить учеников с необычными и нестандартными соединениями, не описываемыми в школьном курсе, а также со строением и свойствами веществ и материалов, перспективных для современной науки.

Мы провели 12 лекций по курсу, таким образом, он оказался самым объемным из читавшихся в этом сезоне. Курс удался — как по словам наших учеников, так и по нашим собственным ощущениям. И хотя, конечно, мы сталкивались с различными мелкими недочетами при прочтении курса, мы постараемся все их учесть в следующем сезоне!

Авторы курса — студентка ФНМ МГУ Наталья Гвоздик и

студент Химфака МГУ Алексей Кадин

 

Всемирная история. Средневековье (5 занятий)

В этом курсе я рассказывал о том, как же сложилась история наших предков в Средние Века. За пять занятий мы прошли с ними путь от варваров до рыцарей, посмотрели, как они жили, воевали, участвовали в турнирах, снова воевали, получали отпущение грехов у Папы Римского, да-да, и снова воевали, складывали о себе сказания, иные из которых насчитывают множество томов (песни и романы о короле Артуре).

Увидели, как и почему произошли крестовые походы, почему же Иерусалим так и не достался рыцарям, сколько всевозможных научных открытий Востока пришло к нам именно благодаря крестоносцам, и какие перемены произошли благодаря им.

Узнали, когда Папы Римские стали всесильны в Европе, когда перестали ими быть, и на какие хитрости мог пойти кардинал, чтобы стать Папой, а также посмотрели на костры инквизиции, и посчитали, сколько великолепных ученых и философов окончили на них свой жизненный путь.

Выяснили, когда же женщинам запретили править королевствами, и каким образом это послужило одной из основных причин Столетней войны. И напоследок я рассказал о том, как Великие Географические Открытия, Реформация католической церкви, возрастающая власть денег — как все это привело к тому, что рыцари остались лишь в легендах и балладах.

Курс читался в Химере впервые, он представляет особый интерес также потому, что, в отличие от отечественной истории, в школах всемирная история рассматривается очень мало. По отзывам учеников — курс понравился, так что продолжение и расширение последуют!

Автор курса – студент химфака МГУ Алексей Кадин

 

Теория всего (7 занятий)

Фундаментальное образование (химфак МГУ), чтение «твердой» научной фантастики и растущий интерес к современным концепциям устройства мира наконец сформировали достаточно прочный фундамент для курса лекций, в котором я попытался рассказать школьникам и всем желающим о том, как же устроен наш мир, начиная от элементарных частиц и заканчивая всей Вселенной.

Курс состоял из 7 лекций, первые три были посвящены описанию известных частиц и взаимодействий(Стандартная модель), а также общепринятой истории возникновения и развития Вселенной (Теория большого взрыва).

Следующие две лекции были о фундаментальных аспектах современной физики – двух Теориях относительности и Квантовой механике. Была рассказана история их возникновения и развития, а также сформулированы присущие им проблемы и их принципиальная несовместимость.

И, наконец, последние две лекции давали представление о самой многообещающей концепции, разрешающей основные внутренние противоречия физики – Теории струн и вытекающей из неё М-теории (Теории бран) .

Курс получился непростым для понимания и довольно запутанным, так как читал я его первый раз. Но судя по количеству заданных вопросов и устным отзывам – он был интересен многим. А по результатам письменного опроса выяснилось, что школьники считают курс интересным, полезным, но, как я и ожидал, непонятным. Поэтому к следующему году я переработаю его структуру, чтобы сделать его проще для восприятия, а также дополню более наглядными примерами и сравнениями.

Автор курса – выпускник химфака МГУ Александр Васильев

 

Молекулярная биология (5 занятий)

Многие школьники не имеют представления о процессах, ежесекундно происходящих в их организме. Уроки биологии в обычных школах не дают достаточно глубоких знаний, а только касаются их поверхностно. Как понять, чем отличаются репликация, рекомбинация, трансдукция, трансляция, если это просто непонятные слова? Данный курс должен в наглядной форме показать, что же всё-таки происходит с этими огромными молекулами нуклеиновых кислот (именно им посвящена основная часть материала). Но, увы, полностью избавиться от обилия терминов и необходимости некоторых знаний о химии не удалось. Поэтому не всем школьникам было понятно. В будущем, я, возможно, повторю этот курс, но сперва доработаю его, постараюсь сделать более интересным и образными.

Автор курса – абитуриентка биофака МГУ Татьяна Крайнева