Учебный процесс в сезоне 2015
В сезоне 2015 года было прочитано 34 курса, распределение по предметным областям оказалось следующим:
Относительно прошлых сезонов увеличился объем курсов, относящихся к математике, и сократилось количество физики. Кроме того, значительно возросло количество курсов, относящихся к т.н. практическим дисциплинам: первая помощь, тренировки «Что? Где? Когда?», узлы и петли, цифровая схемотехника и т.д., то есть тех предметов, на которых ребята могут своими руками сделать перевязку, собрать работающую цифровую схему, завязать шнурки соседа морским узлом.
По традиции в конце сезона школьники анонимно оценивали по десятибалльной шкале, насколько им были полезны, интересны и понятны занятия. В приведенной ниже таблице приведены среднеарифметические результаты анкетирования в порядке убывания суммарной оценки.
Следует также отметить предметы-лидеры по каждому из параметров в отдельности. Самым полезным и интересным курсом оказалась Первая помощь, а самым понятным — История Средневековья.
Место | Название курса | Автор | Часов | Полезно | Интересно | Понятно | Сумма |
1 | Первая помощь | Вера Фоминых | 1 | 9,92 | 9,68 | 9,48 | 29,08 |
2 | История ВОв | Святослав Мальцев | 6 | 9,32 | 9,52 | 9,68 | 28,52 |
3 | Практикум по аналитической химии | Алексей Кадин, Мария Горбунова | 4 | 9,32 | 9,44 | 9,20 | 27,96 |
4 | Неорганическая химия | Евгений Трубицын | 3 | 9,40 | 9,20 | 8,96 | 27,56 |
5 | Всемирная история. Средневековье | Алексей Кадин | 7 | 8,28 | 9,40 | 9,76 | 27,44 |
5 | Общая химия | Евгений Трубицын | 8 | 9,32 | 9,16 | 8,96 | 27,44 |
5 | Практикум по общей химии | Евгений Трубицын | 2 | 9,28 | 9,16 | 9,00 | 27,44 |
6 | Практикум по неорганической химии | Евгений Трубицын | 2 | 9,28 | 9,08 | 8,96 | 27,32 |
7 | Математика механикой | Евгений Ширяев | 2 | 9,36 | 9,60 | 8,24 | 27,20 |
8 | Практикум по органической химии | Дмитрий Васильев, А.М. Галин | 4 | 8,96 | 9,04 | 8,36 | 26,36 |
9 | Электричество в нашем лагере | В.В. Загорский | 3 | 9,04 | 8,84 | 8,24 | 26,12 |
10 | Биохимия | Алексей Кадин | 4 | 8,72 | 8,56 | 8,76 | 26,04 |
11 | НВП | Святослав Мальцев, Эльдар Бирюков, Александра Щедрина | 4 | 8,25 | 8,58 | 9,08 | 25,92 |
12 | Чай | Кристина Лобко | 1 | 7,32 | 8,80 | 9,60 | 25,72 |
13 | О сне и снах | Вера Фоминых | 3 | 8,08 | 8,28 | 8,96 | 25,32 |
14 | Аналитическая химия | Алексей Кадин | 4 | 8,80 | 8,04 | 8,04 | 24,88 |
15 | Узлы и петли | Алена Москаленко, Денис Потапов | 5 | 8,32 | 8,12 | 8,36 | 24,80 |
16 | Стеклодувка | А.М. Галин | 4 | 7,28 | 8,48 | 9,00 | 24,76 |
17 | Анатомия ЦНС | Анна Овчарова | 5 | 8,16 | 7,92 | 8,64 | 24,72 |
18 | Травоведение | Екатерина Тюгаева | 2 | 7,84 | 7,96 | 8,60 | 24,40 |
19 | Устный счёт | Анна Ширяева | 6 | 8,08 | 8,36 | 7,68 | 24,12 |
20 | Металловедение | Александра Щедрина | 4 | 7,20 | 7,88 | 8,12 | 23,20 |
21 | Химическая технология | Виктор Погорилый | 4 | 7,00 | 7,96 | 8,16 | 23,12 |
22 | ВМС | Наталия Гвоздик | 5 | 8,04 | 7,96 | 6,64 | 22,64 |
23 | Линейная алгебра | Денис Потапов | 3 | 7,80 | 7,64 | 7,16 | 22,60 |
24 | Основы фотографии | Евгения Сафонова | 5 | 6,96 | 7,04 | 8,52 | 22,52 |
25 | Органическая химия | Дмитрий Васильев | 7 | 8,88 | 7,52 | 5,92 | 22,32 |
26 | Генетика/РНК | Екатерина Мерзляк | 1 | 7,96 | 7,61 | 6,61 | 22,18 |
27 | Математика | Иван Матяш | 5 | 8,00 | 7,00 | 6,64 | 21,64 |
28 | Коллоидная химия | П.В. Проценко, Мария Горбунова | 4 | 7,40 | 7,36 | 6,44 | 21,20 |
29 | Электроконструктор | А.М. Галин | 1 | 6,68 | 6,92 | 7,52 | 21,12 |
30 | ЧГК | Алексей Тишкин | 5 | 7,20 | 6,96 | 6,08 | 20,24 |
31 | Основы цифровой схемотехники | Эльдар Бирюков | 10 | 7,04 | 6,88 | 5,88 | 19,80 |
32 | System of a Down | Артем Сеньков | 1 | 4,04 | 6,96 | 8,16 | 19,16 |
В рамках учебного сезона 2015 года в летней школе «Химера» мною был прочитан курс по дисциплине «История Великой Отечественной войны». Программа курса состояла из 6 занятий, на которых последовательно освещался период от прихода к власти нацистского руководства Третьего рейха и до подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии. Лекции постоянно сопровождались диалогами со слушателями, что позволяло сделать занятия ещё более интересными. Огромное внимание уделялось рассказам об организации солдатского быта. В ходе таких лекций я делился полученным мною от ветеранов ВОв «опытом», например, говорил о том, как жили наши предки в то нелёгкое время, как была организована подача на фронт боеприпасов и продовольствия, рассказывал о солдатской смекалке и сноровке, которая спасла жизнь не одному десятку человек. Также мною была затронута тема, связанная с наградами и поощрениями состава вооружённых сил СССР. Много я говорил и об организации вооружённых сил нацистской Германии, сравнивал их с нашей военной системой.
Практика показала, что проведение лекций в формате беседы со слушателем позволяет преподавателю лучше изложить материал, а также способствует более лёгкому пониманию и запоминанию исторических фактов со стороны слушателей.
Автор курса – выпускник юридического факультета Российской академии правосудия
Святослав Мальцев
Практикум по аналитической химии (2 занятия по два часа)
Этот курс дополнял теоретическую часть — многие из рассмотренных методик школьники смогли проделать своими руками. Это были и пробирочные качественные реакции (угадать, что смешали в очередном наборе растворов преподаватели), и титрование (точно определить момент, соответствующий красивому изгибу кривой на бумаге и верной концентрации вещества), и спектрофотометрия (определить с помощью прибора концентрацию вещества — по способности раствора пропускать или поглощать определённое количество света в определённом цветовом диапазоне). Таким образом, ребята научились успешно проводить анализ и на оборудовании двухсотлетней давности, и на современных приборах и смогли самостоятельно провести опыты, с которыми были знакомы теоретически. После этого они вряд ли смогут повторить эти опыты дома (особенно спектрофотометрию), но полученные навыки анализа, мы надеемся, пригодятся им и в дальшейшем.
Авторы курса – студентка Химфака МГУ, ФПО МГУ и РГИ Мария Горбунова,
студент Химфака МГУ Алексей Кадин
Всемирная история. Средневековье (7 занятий)
В этом курсе я рассказывал о том, как же сложилась история наших предков в Средние Века. За семь занятий мы прошли с ними путь от варваров до рыцарей, посмотрели, как они жили, воевали, участвовали в турнирах, снова воевали, получали отпущение грехов у Папы Римского, да-да, и снова воевали. Мы увидели, как происходили крестовые походы, какие благодаря им образовались рыцарские ордена и сколько всевозможных научных открытий Востока пришло к нам именно благодаря крестоносцам. Как строили замки, и как жили в то время все сословия. Рассмотрели средневековую картину мира и то, как аристотелевское учение о четырёх элементах сочеталось с христианством. Выяснили, почему женщинам запретили править королевствами, и каким образом это послужило одной из причин Столетней войны. И напоследок я рассказал о появлении парламентов и банковской системы, о Великих Географических Открытиях и Реформации католической церкви, о том, как буржуазный класс постепенно потеснил аристократию с господствующих позиций, что явилось концом эпохи рыцарства. В качестве источника, который послужил основой для программы курса и который я могу рекомендовать к прочтению — «Средневековая цивилизация» французского историка Жака Ле-Гоффа.
В конце сезона школьники писали олимпиаду, включавшую задания по всем прочитанным курсам, и я рад отметить, что практически все ученики хорошо справились с заданиями по этому курсу, а некоторые даже набрали максимальный балл.
Отдельно хочется отметить то, что в течение курса мы разобрали несколько отрывков из романа-эпопеи Т. Мэлори «Смерть Артура», написанного в период Позднего Средневековья (1467), и собирающего в единый сюжет большую часть легенд о короле Артуре, сложившиеся почти за тысячу лет; это произведение и сейчас является предметом многих исследовательских работ. В романе присутствует множество аналогий с библейскими сюжетами и реальными событиями Средних веков — крестовыми походами, созданием духовно-рыцарских орденов, Столетней войной, Войной Роз, Авиньонским пленением пап и т. п., и благодаря этому мне удалось передать зачастую очень мрачную историю Темных веков в гораздо более ярких красках.
Автор курса – студент Химфака МГУ Алексей Кадин
Основы молекулярной и клеточной биологии, иммунологии. В рамках этого курса я рассказываю ребятам о том, что, по сути, является моей специализацией на Химфаке. Вначале мы рассматриваем строение и функции белков, жиров и углеводов, затем важнейшие клеточные процессы, такие как синтез белка и репликация ДНК. После этого разбираем общее строение клетки и клеточный цикл — как живет клетка от одного деления до другого.
Вторая половина курса посвящена современным методам определения биомолекул, которые пересекаются с курсом аналитической химии; а также принципу работы раковых клеток и ВИЧ. Также во второй половине курса я рассказываю о принципе работы иммунитета человека, о причинах «старения» иммунитета, о причинах старения клеток и организма, и о том, как современная наука пытается решить проблемы борьбы с раковыми клетками, со старением иммунитета, клеток и всего организма.
Старение, омоложение, раковые и стволовые клетки, иммунитет и аутоиммунные заболевания — это те темы, которые беспокоят человечество с конца прошлого века и весь нынешний. Химики, биологи, биохимики, биоинженеры уже не один десяток лет упорно работают в этих направлениях — и поэтому я считаю важным для современной молодёжи разбираться в том, как это работает — когда-нибудь именно им придётся на себе испытать новые возможности омоложения иммунитета и организма.
Автор курса – студент Химфака МГУ Алексей Кадин
Аналитическая химия (4 занятия)
В лекционных курсах, читаемых в «Химере» в предыдущих сезонах и раньше обязательно находилось место рассмотрению качественных реакций и различных методов анализа, и вот уже несколько лет аналитическая существует как самостоятельная дисциплина. Мы последовательно разобрали основные химические и инструментальные методы анализа, методы качественного (что это?) и количественного (сколько у нас этого?) анализа. Школьники увидели связь между теорией и практикой, между логарифмическими уравнениями и реальной кислотностью раствора, между концентрацией вещества в растворе и его цветом, прозрачностью. Не были обижены вниманием и биологически активные вещества: мы рассмотрели способы определения белков с помощью спектрофотометрии или электрофореза — которые используются в современных научных лабораториях. Также мы расширили диапазон известных ребятам со школы качественных реакций — и, разумеется, провели их в практикуме.
Автор курса – студент Химфака МГУ Алексей Кадин