Учебный процесс в сезоне 2015

В сезоне 2015 года было прочитано 34 курса, распределение по предметным областям оказалось следующим:

PIP2

Относительно прошлых сезонов увеличился объем курсов, относящихся к математике, и сократилось количество физики. Кроме того, значительно возросло количество курсов, относящихся к т.н. практическим дисциплинам: первая помощь, тренировки «Что? Где? Когда?», узлы и петли, цифровая схемотехника и т.д., то есть тех предметов, на которых ребята могут своими руками сделать перевязку, собрать работающую цифровую схему, завязать шнурки соседа морским узлом.

По традиции в конце сезона школьники анонимно оценивали по десятибалльной шкале, насколько им были полезны, интересны и понятны занятия. В приведенной ниже таблице приведены среднеарифметические результаты анкетирования в порядке убывания суммарной оценки.

Следует также отметить предметы-лидеры по каждому из параметров в отдельности. Самым полезным и интересным курсом оказалась Первая помощь, а самым понятным — История Средневековья.

Место Название курса Автор Часов Полезно Интересно Понятно Сумма
1 Первая помощь Вера Фоминых 1 9,92 9,68 9,48 29,08
2 История ВОв Святослав Мальцев 6 9,32 9,52 9,68 28,52
3 Практикум по аналитической химии Алексей Кадин, Мария Горбунова 4 9,32 9,44 9,20 27,96
4 Неорганическая химия Евгений Трубицын 3 9,40 9,20 8,96 27,56
5 Всемирная история. Средневековье Алексей Кадин 7 8,28 9,40 9,76 27,44
5 Общая химия Евгений Трубицын 8 9,32 9,16 8,96 27,44
5 Практикум по общей химии Евгений Трубицын 2 9,28 9,16 9,00 27,44
6 Практикум по неорганической химии Евгений Трубицын 2 9,28 9,08 8,96 27,32
7 Математика механикой Евгений Ширяев 2 9,36 9,60 8,24 27,20
8 Практикум по органической химии Дмитрий Васильев, А.М. Галин 4 8,96 9,04 8,36 26,36
9 Электричество в нашем лагере В.В. Загорский 3 9,04 8,84 8,24 26,12
10 Биохимия Алексей Кадин 4 8,72 8,56 8,76 26,04
11 НВП Святослав Мальцев, Эльдар Бирюков, Александра Щедрина 4 8,25 8,58 9,08 25,92
12 Чай Кристина Лобко 1 7,32 8,80 9,60 25,72
13 О сне и снах Вера Фоминых 3 8,08 8,28 8,96 25,32
14 Аналитическая химия Алексей Кадин 4 8,80 8,04 8,04 24,88
15 Узлы и петли Алена Москаленко, Денис Потапов 5 8,32 8,12 8,36 24,80
16 Стеклодувка А.М. Галин 4 7,28 8,48 9,00 24,76
17 Анатомия ЦНС Анна Овчарова 5 8,16 7,92 8,64 24,72
18 Травоведение Екатерина Тюгаева 2 7,84 7,96 8,60 24,40
19 Устный счёт Анна Ширяева 6 8,08 8,36 7,68 24,12
20 Металловедение Александра Щедрина 4 7,20 7,88 8,12 23,20
21 Химическая технология Виктор Погорилый 4 7,00 7,96 8,16 23,12
22 ВМС Наталия Гвоздик 5 8,04 7,96 6,64 22,64
23 Линейная алгебра Денис Потапов 3 7,80 7,64 7,16 22,60
24 Основы фотографии Евгения Сафонова 5 6,96 7,04 8,52 22,52
25 Органическая химия Дмитрий Васильев 7 8,88 7,52 5,92 22,32
26 Генетика/РНК Екатерина Мерзляк 1 7,96 7,61 6,61 22,18
27 Математика Иван Матяш 5 8,00 7,00 6,64 21,64
28 Коллоидная химия П.В. Проценко, Мария Горбунова 4 7,40 7,36 6,44 21,20
29 Электроконструктор А.М. Галин 1 6,68 6,92 7,52 21,12
30 ЧГК Алексей Тишкин 5 7,20 6,96 6,08 20,24
31 Основы цифровой схемотехники Эльдар Бирюков 10 7,04 6,88 5,88 19,80
32 System of a Down Артем Сеньков 1 4,04 6,96 8,16 19,16

 

История ВОВ (6 занятий)

В рамках учебного сезона 2015 года в летней школе «Химера» мною был прочитан курс по дисциплине «История Великой Отечественной войны». Программа курса состояла из 6 занятий, на которых последовательно освещался период от прихода к власти нацистского руководства Третьего рейха и до подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии. Лекции постоянно сопровождались диалогами со слушателями, что позволяло сделать занятия ещё более интересными. Огромное внимание уделялось рассказам об организации солдатского быта. В ходе таких лекций я делился полученным мною от ветеранов ВОв «опытом», например, говорил о том, как жили наши предки в то нелёгкое время, как была организована подача на фронт боеприпасов и продовольствия, рассказывал о солдатской смекалке и сноровке, которая спасла жизнь не одному десятку человек. Также мною была затронута тема, связанная с наградами и поощрениями состава вооружённых сил СССР. Много я говорил и об организации вооружённых сил нацистской Германии, сравнивал их с нашей военной системой.
Практика показала, что проведение лекций в формате беседы со слушателем позволяет преподавателю лучше изложить материал, а также способствует более лёгкому пониманию и запоминанию исторических фактов со стороны слушателей.

Автор курса – выпускник юридического факультета Российской академии правосудия
Святослав Мальцев

 

Практикум по аналитической химии (2 занятия по два часа)

Этот курс дополнял теоретическую часть — многие из рассмотренных методик школьники смогли проделать своими руками. Это были и пробирочные качественные реакции (угадать, что смешали в очередном наборе растворов преподаватели), и титрование (точно определить момент, соответствующий красивому изгибу кривой на бумаге и верной концентрации вещества), и спектрофотометрия (определить с помощью прибора концентрацию вещества — по способности раствора пропускать или поглощать определённое количество света в определённом цветовом диапазоне). Таким образом, ребята научились успешно проводить анализ и на оборудовании двухсотлетней давности, и на современных приборах и смогли самостоятельно провести опыты, с которыми были знакомы теоретически. После этого они вряд ли смогут повторить эти опыты дома (особенно спектрофотометрию), но полученные навыки анализа, мы надеемся, пригодятся им и в дальшейшем.

Авторы курса – студентка Химфака МГУ, ФПО МГУ и РГИ Мария Горбунова,
студент Химфака МГУ Алексей Кадин

 

Всемирная история. Средневековье (7 занятий)

В этом курсе я рассказывал о том, как же сложилась история наших предков в Средние Века. За семь занятий мы прошли с ними путь от варваров до рыцарей, посмотрели, как они жили, воевали, участвовали в турнирах, снова воевали, получали отпущение грехов у Папы Римского, да-да, и снова воевали. Мы увидели, как происходили крестовые походы, какие благодаря им образовались рыцарские ордена и сколько всевозможных научных открытий Востока пришло к нам именно благодаря крестоносцам. Как строили замки, и как жили в то время все сословия. Рассмотрели средневековую картину мира и то, как аристотелевское учение о четырёх элементах сочеталось с христианством. Выяснили, почему женщинам запретили править королевствами, и каким образом это послужило одной из причин Столетней войны. И напоследок я рассказал о появлении парламентов и банковской системы, о Великих Географических Открытиях и Реформации католической церкви, о том, как буржуазный класс постепенно потеснил аристократию с господствующих позиций, что явилось концом эпохи рыцарства. В качестве источника, который послужил основой для программы курса и который я могу рекомендовать к прочтению — «Средневековая цивилизация» французского историка Жака Ле-Гоффа.
В конце сезона школьники писали олимпиаду, включавшую задания по всем прочитанным курсам, и я рад отметить, что практически все ученики хорошо справились с заданиями по этому курсу, а некоторые даже набрали максимальный балл.
Отдельно хочется отметить то, что в течение курса мы разобрали несколько отрывков из романа-эпопеи Т. Мэлори «Смерть Артура», написанного в период Позднего Средневековья (1467), и собирающего в единый сюжет большую часть легенд о короле Артуре, сложившиеся почти за тысячу лет; это произведение и сейчас является предметом многих исследовательских работ. В романе присутствует множество аналогий с библейскими сюжетами и реальными событиями Средних веков — крестовыми походами, созданием духовно-рыцарских орденов, Столетней войной, Войной Роз, Авиньонским пленением пап и т. п., и благодаря этому мне удалось передать зачастую очень мрачную историю Темных веков в гораздо более ярких красках.

Автор курса – студент Химфака МГУ Алексей Кадин

 

Биохимия (4 занятия)

Основы молекулярной и клеточной биологии, иммунологии. В рамках этого курса я рассказываю ребятам о том, что, по сути, является моей специализацией на Химфаке. Вначале мы рассматриваем строение и функции белков, жиров и углеводов, затем важнейшие клеточные процессы, такие как синтез белка и репликация ДНК. После этого разбираем общее строение клетки и клеточный цикл — как живет клетка от одного деления до другого.
Вторая половина курса посвящена современным методам определения биомолекул, которые пересекаются с курсом аналитической химии; а также принципу работы раковых клеток и ВИЧ. Также во второй половине курса я рассказываю о принципе работы иммунитета человека, о причинах «старения» иммунитета, о причинах старения клеток и организма, и о том, как современная наука пытается решить проблемы борьбы с раковыми клетками, со старением иммунитета, клеток и всего организма.
Старение, омоложение, раковые и стволовые клетки, иммунитет и аутоиммунные заболевания — это те темы, которые беспокоят человечество с конца прошлого века и весь нынешний. Химики, биологи, биохимики, биоинженеры уже не один десяток лет упорно работают в этих направлениях — и поэтому я считаю важным для современной молодёжи разбираться в том, как это работает — когда-нибудь именно им придётся на себе испытать новые возможности омоложения иммунитета и организма.

Автор курса – студент Химфака МГУ Алексей Кадин

 

Аналитическая химия (4 занятия)

В лекционных курсах, читаемых в «Химере» в предыдущих сезонах и раньше обязательно находилось место рассмотрению качественных реакций и различных методов анализа, и вот уже несколько лет аналитическая существует как самостоятельная дисциплина. Мы последовательно разобрали основные химические и инструментальные методы анализа, методы качественного (что это?) и количественного (сколько у нас этого?) анализа. Школьники увидели связь между теорией и практикой, между логарифмическими уравнениями и реальной кислотностью раствора, между концентрацией вещества в растворе и его цветом, прозрачностью. Не были обижены вниманием и биологически активные вещества: мы рассмотрели способы определения белков с помощью спектрофотометрии или электрофореза — которые используются в современных научных лабораториях. Также мы расширили диапазон известных ребятам со школы качественных реакций — и, разумеется, провели их в практикуме.

Автор курса – студент Химфака МГУ Алексей Кадин