Учебный процесс в школе 2012

В сезоне 2012 года (который был уже 25 по счету сезоном ЛШ «Химера») было прочитано рекордное за последние годы количество различных курсов — их было 37! При этом распределение по предметным областям оказалось следующим:

pip2012

По традиции в конце сезона школьники анонимно оценивали по десятибалльной шкале, насколько им были полезны, интересны и понятны занятия. В приведенной ниже таблице приведены среднеарифметические результаты анкетирования в порядке убывания суммарной оценки.

Следует также отметить предметы-лидеры по каждому из параметров в отдельности. Самым полезным курсом по мнению ребят оказалась органическая химия, а самым интересным и понятным — история Великой Отечественной войны.

Название курса Имя преподавателя часов полезно интересно понятно сумма
1 История ВОВ Святослав Мальцев 4 9,28 9,78 9,83 28,89
2 Художественное слово Иван Палитай 2 8,47 9,06 9,41 26,94
3 Органическая химия Евгения Сафонова 8 9,63 8,89 8,32 26,84
4 Практикум по органической химии Евгения Сафонова, Владимир Горохов 4 9,33 8,94 8,56 26,83
5 Практикум по неорганической химии Анна Ширяева, Мария Горбунова 4 9,33 9,00 8,50 26,83
6 История открытия химических элементов Александр Васильев 8 8,05 8,58 9,79 26,42
7 Физика в задачах Дмитрий Миронов, Екатерина Гордиенко 5 8,58 9,00 8,79 26,37
8 Химия в картинках Вячеслав Викторович Загорский 1 8,13 8,56 9,56 26,25
9 НВП Святослав Мальцев, Эльдар Бирюков 3 8,56 8,17 9,44 26,17
10 Кому и зачем нужен мозг? Александра Жарикова, Вера Фоминых 6 8,65 8,32 9,00 25,97
11 Коллоидная химия Алексей Кубарев 1 8,50 8,50 8,71 25,71
12 Первая помощь Вера Фоминых 2 9,00 7,72 8,94 25,67
13 Криптография Вадим Тимошенко 2 8,19 8,50 8,81 25,50
14 Как написать реферат? Александра Жарикова 1 8,82 7,65 8,82 25,29
15 Физическая химия Алексей Кубарев, Алексей Богданов 7 9,11 8,53 7,58 25,21
16 Вкусная химия Юрий Литвинов 6 8,67 7,50 8,78 24,94
17 История Отечества Алексей Кадин 4 8,50 7,44 8,89 24,83
18 Группы крови Наталья Андрийченко 1 8,29 8,00 8,41 24,71
19 Решение задач по химии Вячеслав Викторович Загорский 1 8,26 7,63 8,79 24,68
20 Электричество в нашем лагере Вячеслав Викторович Загорский 4 8,56 8,11 7,89 24,56
21 Методы исследования веществ Алексей Кубарев 1 8,35 7,94 8,18 24,47
22 Травоведение Аполлинария Кубарева 2 7,56 8,00 8,88 24,44
23 История развития операционных систем Андрей Куликов 1 7,47 7,88 8,94 24,29
24 Ядерная медицина Владимир Шалгунов 6 8,38 8,19 7,63 24,19
25 Электротехника Алексей Михайлович Галин 3 7,81 7,56 8,75 24,13
26 Теория вероятностей Мария Горбунова 4 8,05 7,61 7,61 23,27
27 Комплексные числа Екатерина Берестенева 1 7,18 7,29 8,29 22,76
28 Сказки Кристина Лобко, Анна Трухина 3,5 6,41 7,53 8,71 22,65
29 Общая химия Дмитрий Васильев 3 8,42 7,16 7,00 22,58
30 Хочу всё знать! Алексей Кубарев, Алексей Богданов 5 6,95 7,11 8,26 22,32
31 Нобелевские лекции по химии Юрий Литвинов 6 7,00 6,61 8,44 22,06
32 Практическая квантовая механика Вячеслав Викторович Загорский 1 7,62 6,92 6,31 20,85
33 Теория чисел Мария Александрова 1 7,31 6,53 6,59 20,43
34 ЯМР Алексей Михайлович Галин 1 7,19 6,63 6,00 19,81
35 История Земли Константин Никонов 5 6,68 5,56 7,47 19,71
36 Волновая физика Юрий Дынников 3 7,50 5,61 5,78 18,89
37 Почвоведение Оксана Галахова 2 5,57 5,07 6,64 17,29
 Итого: 122,5  

Кроме того по вечерам у костра Вячеслав Викторович Загорский рассказывал школьникам историю и философию науки и религии. В ясную погоду все желающие имели возможность ночью понаблюдать в телескоп за звёздами и планетами под руководством Анны Ширяевой. В свободное время ребята могли испытать свои силы в стрельбе из лука, фехтовании, поучиться историческим и современным танцам, попробовать себя в качестве стеклодувов.

 

Отчёты преподавателей о прочитанных курсах:

История Великой Отечественной войны  (4 занятия)
История Великой Отечественной войны читается мной в ЛШ «Химера» уже более 6 лет. В рамках моего курса я рассказываю о предпосылках начала войны, истории героической обороны Брестской Крепости, битве под Москвой, Сталинградской битве, Курском сражении, о многочисленных операциях, проводившихся Красной Армией в 1944 году, в ходе наступательных действий, битве за Берлин. На занятиях я упоминаю о фактах, которые не попадают в стандартную школьную программу.

Основная цель моего курса – сохранить историю о тех трагических годах жизни нашего народа, который унес жизни более 27 миллионов советских граждан (и это только по официальной статистике Правительства СССР, реальная цифра может быть намного больше). 1941-1945 годы действительно оказались одними из самых тяжелых в истории Российского государства. Такой войны, основанной на идеологии истребления народов, ранее еще никогда не было.

Сезон 2012 показал, что школьники имеют неплохие базовые знания по данному предмету, хорошо ориентируются в основных периодах Войны, помнят имена советских полководцев, знакомы с орденами и медалями периода ВОв. В целом считаю, что курс в последнем сезоне Школы прошел достаточно успешно, у слушателей возникала масса вопросов, которые мы обсуждали вместе с аудиторией, а привезенный иллюстративный материал отлично нам в этом помог. К примеру, в этом году много времени было уделено битве за Москву, мало кто знает, но большая часть Москвы была заминирована, Правительство эвакуировано в Куйбышев, а в самой Москве активно работали художники, которые рисовали фальшивые цели для того, чтобы сбить с правильного курса фашистских пилотов. К сожалению, времени не хватает, чтобы рассказать все, что планируется. Однако после прочтения курса слушатели уходят с неплохим багажом знаний по моему предмету, что не может не радовать.

До встречи в новом сезоне!

Автор курса – выпускник юридического факультета Российской академии правосудия

Святослав Мальцев

Органическая химия (8 занятий)

Данный теоретический курс читается в Химере уже много лет. Последние 4 года этим занимаюсь я. С каждым годом я стараюсь каким-то образом изменить программу, сделав курс более интересным и понятным. Начиная с 2010 года, на этом курсе я делю школьников на 2 группы по уровню знаний. В «старшую» группу попадают ребята, которые уже начали изучение данного раздела химии. Как правило, это 10-классники и некоторые продвинутые 9-классники. Те же, кто впервые сталкивается с этой наукой попадают во вторую, «младшую» группу. Соответственно и задачи для разных групп я ставлю перед собой разные. Для «младшей» группы — познакомить ребят с этой областью науки и подготовить к изучению в школе этого не слишком простого предмета; «старшим» помогаю разобраться в том, что осталось непонятно в школе, углубить и расширить знания. В последнее время курс становится особенно актуальным из-за сокращения школьной программы именно в 10-11 классах, когда изучается этот раздел химии.

С «младшей» группой программа курса во многом повторяет школьную программу: последовательное изучение разных классов органических соединений. При этом я стараюсь акцентировать внимание на наиболее сложных и непонятных вопросах. Форма занятий – лекционно-семинарская. Лекционный материал стараюсь «разбавлять» различными заданиями для ребят, стандартными и не очень. В разные годы удавалось прочесть разный объем материала. В этом году мы добрались до производных карбоновых кислот, однако подробно изучить их уже не успели. Надеюсь, что этот курс поможет школьникам в изучении химии в школе и самостоятельно.

Со «старшими» из года в год программа очень меняется, я пытаюсь найти оптимальный вариант. Сложность заключается в том, что здесь знания школьников по предмету сильно разнятся. Поэтому курс стараюсь строить таким образом, чтобы и скучно никому не было, и сложность была не чрезмерной. В этом году я решила рассказать ребятам о реакциях, которые, как правило, в школьный курс не входят, но при этом широко применяются в органическом синтезе. При этом я акцентировала внимание на электронных эффектах и объяснении, почему реакции идут именно так, а не иначе, пытаясь заставить школьников не просто запоминать большой объем материала, а понимать логику происходящего.Мне весьма приятно, что ребята высоко оценили мои старания. В будущем постараюсь сделать курс ещё более интересным и понятным.

Автор курса – студентка химфака МГУ и ФПО МГУ Евгения Сафонова

Практикум по органической химии (2 занятия по 2 часа)

В дополнение к теоретическому курсу органической химии в этом году впервые за долгое время было проведено 2 практических занятия. Школьники занимались в тех же группах, что и на теоретическом курсе. К сожалению, в большинстве школ очень мало времени уделяется (если вообще уделяется) практическим работам, особенно, в связи с сокращением обязательной программы по химии. Поэтому целью этого практикума было показать ребятам, что органическая химия – наука не только, и не столько теоретическая, сколько практическая, и познакомить их с реальными методами синтеза и очистки веществ. Тем более, что делать что-то руками большинству школьников интереснее, чем просто слушать лекции.

Первое занятие было посвящено хроматографичекому разделению веществ. Для наглядности был выбран спиртовой экстракт крапивы, который школьники готовили самостоятельно. С помощью колоночной хроматографии большинству ребят удалось увидеть две зелёные полосы хлорофилла А и хлорофилла Б и желто-оранжевую полосу каротиноидов. Школьники работали группами по 3 человека.

На втором занятии школьники получали сложные эфиры, обладающие характерным (и довольно приятным) запахом. Полученные жидкие вещества очищали с помощью перегонки. На этом практикуме ребята были разделены на 2 группы по 5 человек, каждая из которых выполняла свое задание: одна группа получала этиловый эфир муравьиной кислоты, а другая — масляной. Проведение практикума мы старались приурочить к прохождению данной темы на теоретических занятиях, что особенно актуально для младшей группы.В целом, учитывая оценки школьников, курс можно считать успешным. Тем не менее, некоторые технические проблемы сделали его несколько менее интересным, чем он мог бы быть. В будущем мы постараемся от них избавиться.

Авторы курса – студентка химфака МГУ и ФПО МГУ Евгения Сафонова и

выпускник ВХК РАН Владимир Горохов

Практикум по неорганической химии (2 занятия по 2 часа)

Пожалуй, каждому при слове «химия» представляются цветные растворы, разнообразные колбы и пробирки и, конечно же, эффектные реакции. В «Химере» же почти с самого её основания одним из обязательных предметов каждый год является химический практикум, на занятиях которого ребята могут приобрести начальные навыки работы в лаборатории: правильно пользоваться химической посудой, смешивать различные вещества и контролировать ход реакции. Традиционно, по итогам вступительного испытания школьников делят на 2-3 группы, которые занимаются отдельно. Темы занятий каждый год разные, так что школьники, которые приезжают в «Химеру» уже не первый год имеют возможность в этот раз узнать что-то новое.

В этом году занятия проводились в группах по 10-11 человек. Одно из занятий было посвящено аналитической химии: школьники научились с помощью качественных реакций определять состав смеси неизвестных солей и ознакомились с принципами титриметрического анализа. На другом занятии ребята в группах по 3-4 человека выполняли индивидуальные задания – синтезировали соединения по выданной им методике. Также на этом занятии были проведены несколько интересных опытов, которые лишь упоминаются в школьных учебниках: мы сделали «вулканчик» из бихромата калия, ознакомились со свойствами сплава Вуда и выяснили, почему горящий ацетилен нельзя тушить водой. В одной из групп школьники успели ещё и ознакомиться с основными видами «невидимых» чернил и расшифровали тайное послание. В дополнительное время нам удалось провести алюмотермию, ребятам очень понравился этот эффектный опыт.

Пока ещё неизвестно, какой будет программа практикума в следующем сезоне, но, хочется верить, что школьникам по-прежнему будет интересно.

Авторы курса — студентки химфака МГУ Анна Ширяева и

Мария Горбунова

Физика в задачах (5 занятий)

Курс состоял из двух частей объединённых общей идеей, что для получения знаний об окружающем мире достаточно задаться правильным и интересным вопросом. Мы принципиально не рассказывали никакой информации в явном виде.

На самой наглядной части курса мы с учениками интересовались техникой вокруг. Группам учеников предлагалось пообсуждать и придумать устройство рулевого механизма для машины, самостоятельно понять, в каких ситуациях их версия не справится с управлением, усовершенствовать конструкцию и так… нет, не до бесконечности и даже не до идеала, а всего лишь до конструкции без проскальзывания. Обсуждение многих вопросов заканчивалось коллективной постановкой эксперимента и наблюдением эффекта.

В части курса про жидкости (гидродинамике, да) ученики разбились на группы и каждая группа получала листки с задачами, в которых предлагалось из здравого смысла, повседневного опыта и знаний по физике, полученных в школе, самостоятельно вывести законы поведения жидкости и, конечно же, научиться применять их в простых ситуациях. Например, был выведен закон Бернулли и правильно спрогнозирована форма двух слипшихся мыльных пузырей.

Авторы курса – студенты МФТИ Дмитрий Миронов и

Екатерина Гордиенко

Кому и зачем нужен мозг? (6 занятий)
Вижу, слышу, ощущаю, мыслю… Что может быть интереснее устройства головного мозга и — главное! – увлекательней принципов его работы. В разные годы школьники Химеры слушали лекции «про мозг» от самого малого – нейронов, синапсов, потенциалов действия, аксона кальмара в рамках основ физиологии нервной системы (2008, 2010) — до большого – устройства сенсорных систем, регуляции поведения и роли эмоций. Что такое слепое пятно? Когда холодная вода может показаться теплой, а теплая – холодной? Эти и другие загадки были разгаданы в Химере — 2011.

В 2012 году курс « Кому и зачем нужен мозг?» объединил физиологию «большого мозга» и лекции об устройстве его маленьких частей.

На первых занятиях школьники услышали об интегрирующей роли нервной системы в жизни любого организма и разобрали основы функциональной анатомии мозга.

Затем в подробностях узнали о причудах сенсорного восприятия, рецепторных полях сетчатки и где искать колонки зрительной коры.

Память, обучение, эмоции, теория принятия решений… все самые важные процессы были разобраны на лекциях, в том числе, их молекулярные основы.

Авторы курса – выпускницы факультета фундаментальной медицины МГУ Александра Жарикова и

Вера Фоминых
Первая помощь (2 занятия)

Данный курс из года в год, в разных вариациях и разными людьми читается в Химере. В лучшие годы результат уже в ходе сезона был очевиден: к врачу приводили не пострадавшего школьника, а школьника, которому уже успел помочь сосед и, главное, успел помочь правильно.
В 2012 году на двухчасовом «экспресс-курсе» химерской скорой помощи школьники узнали, что такое алгоритм ABC и как выполнять его на практике.
Разобрали типы кровотечений и научились накладывать жгуты и давящие повязки.
Запомнили, как вести себя в ситуациях «укус пчелы», «укус змеи», как правильно лечить термические и химические ожоги, а также ознакомились с основами десмургии.
И, конечно, все желающие побывали в роли спасателей и пострадавших, в роли бинтуемых и бинтующих, так как в деле оказания первой помощи главное – практика.

Автор курса — выпускница факультета фундаментальной медицины МГУ Вера Фоминых


Вкусная химия (6 занятий)

Несколько лет назад я отошел от чтения курсов по органической химии, и переключился на ее отдельную область – химию гетероциклических соединений. Помимо химии, в том курсе всегда можно было сказать несколько слов о биохимии, лекарствах итд. итп., но в целом получалось сложно для восприятия 8-10-классниками. Поэтому назревала необходимость нового курса по химии – желательно, из области наглядной и прикладной. Несколько лет я занимаюсь огородом в Химере, да и некая литература по теме подобралась – и как-то сама собой возникла идея рассказать о нашей пище с точки зрения химика. Как известно, с самого начала изучения химии учителя строго запрещают учащимся пробовать химические вещества на вкус. Так почему бы не поговорить о химических веществах, которые мы едим каждый день? На шести лекциях было рассказано об основных питательных веществах и их свойствах, витаминах, микроэлементах, некоторых особенностях пищеварения и энергетики нашего организма. Удалось также коснуться темы пищевых добавок, и, надеюсь, убедить слушателей в необоснованности их «демонизации». То есть цель – взглянуть на еду глазами химика – была достигнута. С решением задач олимпиады школьники справились успешно, притом, что некоторые из них требовали проявить сообразительность. Вызывает некоторое сожаление то, что не удалось сколь-нибудь подробно рассказать о происхождении цвета, вкуса и запаха пищи и поделать опыты – но, вероятно, это удастся в следующих сезонах. Таким образом, курс позволяет будущим химикам получить представление о пище с химической точки зрения и стать готовыми грамотно ответить пессимистам на распространенное высказывание: «у нас не еда – а сплошная химия».

Благодарю всех слушателей за внимание!

Автор курса – выпускник химфака МГУ, к.х.н. Юрий Литвинов

История Отечества (4 занятия)

Данный курс читался в Химере впервые. Все занятия проводились в форме лекций, которых всего было 4, а именно:

1) Петр I — его реформы, влияние его личных качеств на сделанные им преобразования, Северная война, основание им Российской империи.

2) Дворцовые перевороты — проверка империи на прочность;царствие Екатерины II — новые реформы, новые завоевания, новые достижения.

3)Царствие Павла I, Александра I, Николая I (до Крымской войны).

4)Крымская война, оборона Севастополя, Великие реформы царствования Александра II, убийство 1 марта 1881.

Целью данного курса являлось углубление знаний школьников о периоде правления Романовых, включавшем в себя существование Российской империи, о данных этому государству Петром I принципах существования и о тенденциях в его развитии в царствование последующих императоров. Также на лекциях было рассказано о многих исторических фактах, в стандартный школьный курс истории не входящих.

Автор курса – студент химфака МГУ Алексей Кадин

Решение задач по химии (1 занятие)

В первую очередь для закончивших 8-9-е классы. Для выпускников 10-х дается отдельный курс.

Разобраны стандартные алгоритмы решения в общем-то стандартных задач.

Последовательно рассмотрены растворы (массовая доля), газы (объемные соотношения в реакциях), реакции с образованием  кислых солей, реакции замещения.

Для выпускников 10-х классов – задачи «на сжигание», составление уравнений ОВР с участием органических веществ.

Автор курса — профессор химфака МГУ и СУНЦ МГУ

к.х.н., д.п.н. Вячеслав Викторович Загорский

           

Электричество в нашем лагере (4 занятия)

Для всех школьников.

В лагерь Химеры электричество не приходит по проводам, а производится на месте – солнечными батареями и бензогенераторами. Чтобы эти агрегаты не были «черными ящиками», рассмотрены основы работы полупроводников и приборов на их основе, аккумуляторов, электромагнитная индукция и принципы действия генераторов постоянного и переменного тока. На занятиях проводятся соответствующие эксперименты.

Автор курса — профессор химфака МГУ и СУНЦ МГУ

к.х.н., д.п.н. Вячеслав Викторович Загорский

Введение в ядерную медицину и радиохимию (6 занятий)

Курс читался в сезоне 2012 года второй раз.

После окончания института я попал на PhD-позицию в университетский медцентр в городе Гронинген и начал знакомиться с тем, как используют радиактивные вещества в медицине. Идея о том, что с помощью радиоактивно меченых веществ можно увидеть физиологические процессы, протекающие в живом теле, и измерить их параметры, меня довольно быстро заворожила. Поэтому я решил, что детям стоит об этом рассказать. Во-первых, для того, чтобы они узнали, что радиация — это не только Хиросима и Чернобыль. Во-вторых, потому что синтез сверхмалых количеств вещества, которого, к тому же, с каждой минутой становится всё меньше из-за радиоактивного распада, имеет ряд интересных отличий от «обыкновенной» синтетической работы, знакомой по лабораторным практикумам.

В курсе я рассказывал об истории ядерной медицины, о том, что такое радиация, какие радиоактивные изотопы используются в ядерной медицине и какого типа вещества стоит ими метить, как сделать и очистить радиоактивный препарат и как потом отследить его путешествие по живому телу.

Большую часть курса составляли лекции со слайдами. Однако я старался делать занятия интерактивными, предлагая школьникам самим попробовать найти ответы на вопросы, обсуждаемые на занятии, прежде чем выдать им «как всё на самом деле». Кроме того, в программу были включены практические задания (понятно, что никакой настоящей радиации в курсе не использовалось, речь шла либо о расчётных задачах, либо о моделях). Составление моделей атомов из крашеных магнитных шариков и стрельба другими шариками по получившимся «ядрам» для того, чтобы сымитировать ядерные реакции, помогла детям понять принцип производства радиоактивных изотопов для медицины, несмотря на то, что аналогия с реальной бомбардировкой атомных ядер была в этой демонстрации очень грубой. Иллюстрация метода меченых атомов, где в качестве атомов использовались драже M&M’s, явно стала для школьников одной из самых интересных частей курса. По очевидным причинам.

Автор курса – аспирант медицинского центра университета города Гронинген (Нидерланды)

Владимир Шалгунов

Теория вероятностей (4 занятия)

Далеко не во всех школах достаточное внимание уделяется такому разделу математики, как комбинаторика, а ведь никогда не помешает уметь прикинуть, сколькими способами можно составить букет цветов для любимой девушки или оценить, с какой вероятностью тебя могут выгнать с контрольной, если ты 30% ответов бессовестно списываешь со шпаргалки. На курсе «Теория вероятностей» школьники отработали умение решать задачи на основные формулы комбинаторики, а также познакомились с некоторыми новыми методами решения (с использованием геометрических моделей, через формулы условной вероятности, полной вероятности, с помощью формулы Байеса).

Автор курса — студентка химфака МГУ Мария Горбунова


Комплексные числа (1 занятие)

Изначально предполагалось проведение большего числа занятий, однако, к сожалению, мне пришлось уехать раньше по независящим от меня обстоятельствам. За одно занятие по комплексным числам я успела примерно объяснить, что это такое; основные операции над комплексными числами, их свойства; их геометрическое отображение; понятие модуля и аргумента. К сожалению, дальше зайти не удалось, в частности поэтому многие не совсем точно поняли, зачем они всё-таки нужны — не было ни серьёзных примеров, ни интересных формул. Занятие прошло (и далее проходило бы) в виде лекции с примерами для пояснения тех или иных тонкостей. В начале занятия все получили листочки-шпаргалки со всеми формулами, которые должны были быть пройдены на лекциях. В конце занятия мы успели порешать ещё немного примеров для практики. Прежде всего курс мог бы быть неплохим потому, что тема эта достаточно легкая, понятная, но интересная. Курс мог бы быть полезен для расширения «кругозора» в математике — в простых школах эту тему почти не затрагивают. Далее, к изучению предлагалась полезная теорема Безу; операции с многочленами; основная теорема алгебры. В процессе изучения мы повторяли что-то, пройденное в школе.

Автор курса –Екатерина Берестенева

Сказки (5 занятий)

В курсе, читаемом школьникам в 2012 году, были представлены общие понятия психологии бессознательного, основные аспекты восприятия искусства, архетипы и символы сказок. Обсуждая сказки, слушатели рассуждали и размышляли о пути сказочного героя, о взаимодействии с окружающим миром, о выборе и предназначении, об изгнании и принятии, о несовместимости и понимании, и о многом другом.Курс состоял из 5 лекций-бесед.

Первая, вводная, освещала следующие понятия:восприятие сказокструктура психики по Фрейдубессознательное, личное и коллективноеархетип как форма коллективного бессознательногоархетипы в теории Юнга.

На второй подробно разбирались архетипы Героя, Тени, Персоны, Анимы и Анимуса, Трикстера, Матери, Духа, Самости. Иллюстрация на примерах сказок.

3 беседа. Символы в сказках, образное мышление. Животные, птицы, деревья, травы, природные явления как символический язык повествования. Индейская сказка «Белая лебедь». Легенда о русалочьем дереве.

4 беседа. Сказка о гадком утёнке. Проблема изгнанника. Найти принадлежность – как благодать. Архетип Персоны, Духа, Самости в сказке. Принятие помощи. Понять себя – прислушаться к душе, нерациональное познание. Несовместимость непохожих – не недостаток. Учителя. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Свой путь. Предназначение. В конце дискуссии школьники рисуют самый запомнившийся эпизод из сказки.

5 беседа. Сказки «Девочка со спичками», «Три золотых волоса». Борьба, самообман, сила духа. Цикличность: в жизни, в природе, в движении небесных тел.

Цель курса: донести до аудитории мысль о том, сколько знаний, мудрости и жизненных сил можно найти в древних историях и сказках. Но наша задача в том, чтобы научиться их проживать.

В дальнейшем программа будет несколько изменена. В курс войдет история и морфология сказки. Задача – проследить связь с обрядами и обычаями, жизненным укладом и устоями в обществе. Возникновение похожих героев и сюжетных линий в сказках народов разных стран. С чем это связано. Иллюстрация на примерах. С чем сказочные предметы, в какое время появляются, как интерпретировать символы. Повествование как искусство. Дар рассказа. Кто создавал сказки? Под каким влиянием они изменялись? Волшебные русские народные сказки. И т.д.

Авторы курса – студентка химфака МГУ Кристина Лобко и

студентка МГК им. Гнесиных Анна Трухина

Нобелевские лекции по химии (6 занятий)

Идея этого историко-химического курса появилась в прошлом году. В свое время мне приходилось иметь дело с текстами Нобелевских лекций, и я решил поделиться интересными впечатлениями о самих лекциях, историях открытий, номинированных на премию, а также подробностях биографий самих лауреатов. История Нобелевской премия в целом отражает важнейшие направления развития химической науки XX – начала XXI века, несмотря на то, что в ее истории случались курьезы, да и к выдающимся химикам нашей страны она была чаще всего неблагосклонна. Возможно, этот курс в хронологическом аспекте стал продолжением «Истории открытия химических элементов» Александра Васильева, показав, что даже после того, как большинство элементов было открыто, в химии осталось большое поле для совершения новых открытий. В рамках курса (6 лекций) было рассказано о деятельности А. Нобеля и предыстории учреждения премии, премиях начала-середины XX и первого десятилетия XXI века. Также удалось немного коснуться темы личности в науке, преемственности и научных школ. Ассоциации имен лауреатов с краткими резюме их открытий, по крайней мере, частично остались в памяти у школьников, так что историческую часть курса можно считать успешной. Прочитанный курс лекций дает представление о наиболее высоко оцененных идеях и направлениях в современной химической науке. А оно может помочь старшеклассникам, уже выбравшим химию в качестве своей будущей профессии, сориентироваться во всем ее многообразии.

Автор курса – выпускник химфака МГУ, к.х.н. Юрий Литвинов

История Земли (6 занятий)

Данный курс представлял собой 5 лекций, посвященных следующим темам:

1) Абсолютный / относительный возраст, оценка возраста солнечной системы, геохронологическая шкала (1,5 лекции) 2) Формирование планеты (1,5 лекции)

3) Происхождение атмосферы, гидросферы, материковый дрейф (немного)

4) Докембрий, кислородная революция, появление многоклеточных.

Целью курса было дать представление школьникам о различных теориях о том, что и как происходило на заре времен, например, что метеоритная теория вымирания динозавров — всего лишь одна из многих, и, по мнению большинства палеонтологов, — вовсе даже и неверная.

Главное, что меня удивило — то, что непосредственно палеонтология оказалась (по отзывам) куда более интересной, нежели увлекательнейшие истории о механизмах формирования планеты и псевдоживых круговоротах типа гиперциклов. Может, впрочем, я просто не смог достаточно внятно это все изложить. В будущем я постараюсь это учесть.

Автор курса – студент химфака МГУ Константин Никонов

Вечерний клуб

Для всех.

Современные естественные науки об устройстве материального мира. Моделирование мира в сознании – способ его объяснения. Пределы науки. Кризис современной науки и пути его преодоления.

Знакомство с мировыми религиями. Психологические основы религиозности. Добро и зло. Тоталитарные секты.

Элементарная психология

Автор курса — профессор химфака МГУ и СУНЦ МГУ

к.х.н., д.п.н. Вячеслав Викторович Загорский